Мистическая сущность кукол

Автор: admin  |  Категория: Мистические происшествия  |  Комментарии (0)  |  Оставить комментарий!

В куклах, безусловно, есть что-то мистическое, способное напугать. Особенно если кукла создана умелым мастером (современные штамповки, вроде Барби, вызывают лишь иронию). Не случайно в литературе и кинематографе сюжет нередко разворачивается вокруг куклы, в которую переместилась душа её владельца или вовсе вселился дьявол. И кстати, если вспомнить сказки, во многих из них также присутствуют «живые» куклы, которые часто являются одним из многочисленных волшебных помощников. Например, в сказке о Василисе Прекрасной купчиха, находясь при смерти, позвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу и отдала ей со словами: «Я умираю и вместе с родительским благословением хочу оставить тебе вот эту куклу; держи её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится с тобой какая беда, накорми её и попроси у неё совета».

Как считают многие исследователи, первые куклы были связаны с обрядами и культами умерших предков. В.Пропп отмечает, что «остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе – мари, чуваши и многие другие народы делали в память об умершем близком человеке «деревянного болвана» или куклу, в которые, как считали, переселяется душа покойного. Изображение это кормили едой со своего стола и вообще ухаживали за ним, как за живым». И сейчас еще африканские племена используют в своих обрядах фигурки кукол как изображения мертвых. Там, когда уходит из жизни жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, которая представляет умершую жену в потустороннем мире. Ей оказываю всякие почести, чтобы он на том свете не ревновала к нынешней жене. У некоторых племен краснокожих в случае смерти младенца, его мать кладёт в  колыбельку куклу, носит её с собой, разговаривает с ней и проделывает всё, словно со своим ребёнком. Женщины негритянских племен верхнего Нила также делают куклы — некий фетиш, наделённый волшебной силой. В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку и с помощью её пророчествуют. Представление, что в кукле может жить душа умершего, отразилось и в египетской магии, в заупокойном культе. Например, считается, что фигурки «ушебти» или «шауабти» помогают в мире мёртвых. Русские же размещали в оконных проёмах тряпичных куколок, избавляясь таким образом от ночниц. У алтайцев тряпичные куклы — воплощают души умерших женщин-предков, именуются энекелер («бабушка») и передаются по наследству по женской линии. Как считают специалисты, кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физически и психологически. Мировоззрение человека отказывается принимать оппозицию «жизнь-смерть», поскольку она часто неперносима для психики. Тогда и возникают куклы.

Трудно определить возраст первых кукол. В захоронении «Брно 2» в Чехословакии археологи однажды нашли маленькую куклу, сделанную из кости мамонта. Конечности были подвижно прикреплены к телу. Возраст кукол, найденных в «Брно 2», оценивается примерно в 30 000-35 000 лет. Египетские куклы более известны, так как их конечности были достаточно тщательно выточены и у них были настоящие волосы. Ряд кукол также был найден при раскопках в Греции и Италии. Греческие и римские куклы были сделаны частично из воска и частично из глины. На больших религиозных праздниках детям дарили специальные терракотовые фигурки, иногда из слоновой кости. Только перед замужеством девушка расставалась с такой подругой, а накануне свадьбы кукол приносили в жертву на алтаре Венеры.

Куклы часто выполняли функцию хранителей женского плодородия. Во многих африканских племенах девочки получают в подарок куклу в честь полового созревания и хранят её до рождения первенца. Затем молодая мать снова получает куклу от своей матери и хранит её уже до рождения второго ребёнка, и так далее. Подобные обычаи существовали и у малочисленных народов, например, у чукчей.

Кандидат лингвистических наук Евгения Акуменко пишет о происхождении кукол, что они «могут быть связаны с древним верованием, которое легло в основу средневековой европейской магии, а именно с идеей искусственного создания человекоподобных существ (или предметов) со сверхъестественными способностями».

Куклы также были связаны с представлениями людей о том, кто управляет их жизнью. В Риме и Египте большие фигуры богов с двигающими руками и головами проносили по улицам во время религиозных праздников. В Индии и Юго-Восточной Азии подвиги божественных героев «Махабхараты» и «Рамаяны» стали основной темой кукольного театра. В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» люди сравниваются с марионетками, потому что, как и марионетки, они не имеют собственной воли и управляются нитями в руках богов. Кстати, еще Платон считал: «Каждый из нас — живой образ, рождённый по воле богов. Страсти, которые движут нами, подобны множеству ниточек, дёргающих нас в разных стороны», — писал он.

Кстати, кукольное искусство возникло из религиозных языческих ритуалов. Со Средних веков до эпохи Возрождения кукольный театр преследовался инквизицией. Христианские фанатики уничтожали тела языческих кукол и бросали их рядом с останками статуй Аполлона, Вулкана и Венеры. Кукол неоднократно запрещали, физически уничтожали, пытали, обезглавливали и сжигали «заживо». Известный парижский кукольник Бриош был обвинен в колдовстве и арестован в середине XVII века во время гастролей в Швеции за то, что, согласно обвинительному заключению, «заставлял маленьких существ, которые могли быть только демонами, говорить, спорить и двигаться». Однако затем католики начали использовать кукольный театр в своих целях. Куклы стали принимать участие в торжественных процессиях во время христианских праздников. Куклы, изображающие Деву Марию, её младенца и апостолов (слово «марионетка» происходит именно от «Марион» — Мария), стали широко использоваться в итальянских и испанских церквях. Европейские рождественские традиции попали в Россию через Украину и Беларусь, где они воплотились в рождественских сценах с куклами.

Однако со временем куклы стали меньше ассоциироваться с культами и ритуалами: в конце XVII века французы вспомнили, как в Древнем Риме посылали в провинцию глиняные фигурки (статуэтки) высотой 8-25 см для демонстрации модных новинок. И поскольку в то время не существовало специализированных журналов мод, французы создали пандор. Это была фарфоровая кукла среднего размера, по пропорциям напоминавшая взрослую женщину и одетая в соответствии с последними модными тенденциями. К ней прилагался гардероб, шкатулка с новинками парфюмерии и аксессуары. Позже, в 1960-х годах, на смену пандорам пришли манекены.

В конце концов, куклы потеряли свою мистическую сущность и стали просто забавой, в основном для детей. Однако вскоре игра нашла и негативные отзывы. Локк и Руссо определили игру с куклами как вредную. А более века назад известный педагог и психолог Б. Пэре писал «Если бы я стал перечислять все нелепости, весь вред кукол, причиняемый детям, то не смог бы остановиться. Разве это желательно для души и тела ребенка, чтобы вместо общения с окружающей жизнью он отдавал всё своё внимание маленьким бесчувственным карикатурам, а вместо того, чтобы жить собственной жизнью, он должен заполнять своё время подражанием жестам, действиям, тону и манерам взрослых?» Сегодня педагоги и психологи не столь однозначны, хотя и признают, что некоторые куклы (например, знаменитая Барби) все же вредны. И с этим трудно не согласиться.

Метки: , , , , ,

Оставить комментарий